alxvln (alxvln) wrote,
alxvln
alxvln

Categories:

Евреи. Этногенез и Цивилизация.

Противоречивое единство этноса и цивилизации , выражаемое диалектикой морали и закона , проясняет крайне запутанный вопрос : «Кто такие евреи ?». Ответ на него звучит банально и коротко – евреи это носители языка , на котором была написана Тора . Для более полного понимания данной мысли и предназначена эта глава .
Средиземье
Полоса земли , протянувшаяся от Нила до Персидского залива и зажатая между Аравийской пустыней , Западным морем и Северными и Восточными горами не имеет четкого наименования . В книгах по древней истории говорят о «плодородном полумесяце» . Для подчеркивания открытости региона и для краткости , будем называть его Средиземьем . Более десяти тысяч лет назад жители Средиземья начали сеять и убирать злаки , а еще через тысячу лет пасти стада коз и овец . Генетики подтверждают , что предком всех одомашненых овец был малоазиатский муфлон , а культурные злаки произошли от ближневосточных сортов.
С человеческой генетикой дело обстоит сложнее , но и из нее уже можно почерпнуть новую информацию . Филогеография хромосомных мутаций показывает тесную связь жителей мезолитического Средиземья с Восточной Африкой . Через Йемен и Синай, в обоих направлениях , двигались племена темных , стройных охотников похожих на, нынешних бедуинов, относящихся к аравийско-средиземноморской расе . До конца раннего неолита внутренние районы Сахары и Аравии были крайне засушливы и охотники делали большие переходы в поисках пропитания , обеспечивая генетическое и культурное единство региона . Это единство стало базой формирования афразийского языкового таксона . Несколько иной характер носили взаимоотношения средиземцев с их северными соседями . На малоазиатской границе движение было в основном односторонним - с гор на равнину. Горы Малой Азии населяли арменоиды, а на пересечении арменоидного и аравийского ареалов сложился так называемый сирийско-загросский антропологический тип .
Но к какой языковой семье относились неолитические революционеры Закавказья и Малой Азии ? Поскольку неолитическая революция проходила не в рамках одного племени , ее носители изначально были разноязыки и составляли некий языковый союз или как говорят лингвисты - шпрахбунд . В языковый союз входят представители далеких групп , выработавшие в следствии длительных контактов общие черты . Анатолия и Кавказ всегда отличались этнической пестротой и совсем не удивительно , что первые пастухи и замледельцы говорили на разных языках . Вместе с тем , культурный обмен навыками и технологиями вел к быстрой конвергенции . Именно в районе Гебекли-Тепе найден мегалитический храм, строительство которого вели племена собирателей и охотников, ставшие потом первыми неолитическими племенами.
Неолитический шпрахбунд анатолийских долин получил условное название Ностратический. Его прямым потомком некоторые лингвисты числят Картвельскую семью , поскольку пра-картвелы менее всех удалены от ностратической прародины. Какие события сопровождали распространение ностратических языков по всем возможным направления сказать трудно , но южный вектор экспансии был направлен из Анатолии в Африку , через Левант . К этому моменту Сахара увлажнилась , Йемен заливали муссонные дожди и это способствовало демографическому взрыву , повлекшему дивергенцию афразийских языковых групп
Единственной афразийской группой , оставшейся на прародине , были семиты . Если говорить о конкретном районе Средиземья , где мог возникнуть семитский диалект , то это южные предгорья Малой Азии и Сирия . На это указывают общие черты в семитских и картвельских языках . Вероятно , одна из этнических волн с армянского нагорья вызвала дополнительные ностратические сдвиги в западно- афразийских языках . Докатившиеся до Йемена семитские диалекты стали предками амхарского и сохранились в виде южно-аравийских реликтов . Тут надо отметить , что семитским языкам всегда была характерна тяга к единству . Этому способствовали как рельеф, так и история Средиземья , последовательно пережившего эпохи аккадизации , арамизации и арабизации . Тоталитарные наклонности семитов можно наблюдать на примере Судана и Эфиопии , где и сегодня идет насильственная ассимиляция аборигенов .
Кроме афразийцев , Средиземье населяли представители множества других языковых и антропологических групп пришедших с нагорий Ирана. Одна такая группа начала освоение малолюдной южной Месопотамии . Главным открытием этих пионеров стала ирригация . Рытье каналов требовало координации усилий , а совместное водопользование нуждалось в управлении . Наступила эпоха «речных цивилизаций» и шумерских городов . Хотя роль семитов в первоначальном освоении речных долин нам не известна , они быстро развили собственные приемы строительства и социальной организации .
К концу четвертого тысячелетия до новой эры города семитов из северной Сириии распространились до Ханаана , находившегося под влиянием культр долины Нила. Третье тысячелетие характерезуют не только рост городов , но и смена антропологического типа населения всего Западного Средиземья . Предки бедуинов были вытолкнуты в пустыню , а плодородные ливанские и ханаанские долины заняли , закованные в бронзовые латы , арменоидные предки финикийцев. В Месопотамии семиты развернули наступление на шумерские города . Правитель Аккада создал первую в мире наемную регулярную армию . Для прокорма солдат царь Саргон применил тактику перманентных захватов , которую будут использовать все великие завоеватели и создатели империй . Завешив разгром Шумера , аккадская солдатня начала грабить и западносемитские города , включая богатую Эблу.
В конце третьего тысячелетия до новой эры Средеземье поразила страшная засуха , вызвавшая кризис земледелия и оседлости . Аккадская империя , а вместе с ней и вся цивилизация Ранней бронзы рухнули . Множество племен снялись и отправились искать себе место под солнцем . Одним из таких племен были гутии , разорявшие Месопотамию после падения империи . В этот же период в Ханаан вторгся новый народ , разрушивший семитские города и создавший свою особую культуру . Пришельцы были номадами , но мертвых хоронили в постоянных местах в шахтных могилах . В долине Иордана сохранился огромный некрополь с тысячами таких могил. Большинство стада новых жителей Ханаана составляли козы , в отличии от более привычной у аборигенов овцы. Хотя ранее разрушение раннебронзовой культуры приписывали семитам-амореям , антропологи опровергают эту гипотезу. Новые открытия в археологии устанавливают большую роль кавказских народов, особенно хурритов, в истории Средиземья.
Для истории евреев , наиболее важным последствием разрушения городской цивилизации ранней бронзы , стало появление семитов-кочевников. До этого ни семиты-ханаанцы , ни семиты-эблаиты , ни аккадцы кочевниками не были . Этимологически , семитский корень «айн-бет-рейш» имеет значение переходить с места на место , иври или еврей - это просто кочевник .
Шумер и Шубир - аккадские названия южного Междуречья и Северных гор . Из Шубира пришли гутии , разрушители империи Саргона . Но шубирские варвары были изгнаны , возродившимися к новой жизни шумерскими городами , после чего первенство в регионе захватил Лагаш , а затем возвысился Ур. С основателем династии по имени Ур-Намму, связан древнейший в истории человечества свод законов – предшественник кодексов Липит-Иштар и Хаммурапи . Государство Ура напоминало кафкианский замок : все храмовые и светские хозяйства были слиты воедино и унифицированы , продукт распределялся строго централизовано , все работники - гуруши и нгеме – работали от зари до зари без выходных , получая твердый паек , над всеми был установлен тотальный неусыпный контроль, мельчайшие хозяйственные решения подтверждались справкой с печатью и подписями исполнителя и контролера , существовали месячные и годовые отчетности по секторам, перекрестный контроль, дублирование функций и так далее. До наших дней дошли тонны этой бюрократической документации на глиняных табличках .
Урский тотаталитаризм был «ответом» ( в духе Тойнби ) шумеров на «вызов» засухи. Семиты предложили свое решение проблем. В Сирийской степи в непосредственной близости от Ура кочевали со своими стадами Амореи . Они жили в шатрах , и весной , когда степи цвели , откочевывали от засеянных в оазисе полей. В отличие от современных арабов-бедуинов , имеющих верблюдов , амореи были только пастухами одомашненных овец и коз и никогда не отклонялись больше чем на дневной марш от водных мест. В принципе каждое аморейское племя имело свою автономную территорию, но границы этих территорий были весьма расплывчаты. В эпоху Ура амореи образовали одну из этнических составляющих Месопотамии наряду с шумерами и аккадцами . Некоторые из них даже проникли в высшие эшелоны власти. Их язык отличался лингвистически от аккадского и был довольно близко связан с так называемой северо-западной ветвью семитских языков . Тоталитарное государство Ура , которое казалось несокрушимым , просуществовало всего лишь сто лет и обветшало. Эламиты заняли Ур, «Бык покинул свое стойло, в его загон вошел ветер» .
Амореи создали на руинах последней шумерской державы ряд мелких государств , которые повели борьбу между собой. Сам великий законодатель Хаммурапи происходил от племенных вождей аморейского племени яхрурум, захвативших власть в незначительном провинциальном городишке Вавилоне. Аморейские корни имели так же и ассирийские цари , их имена в списках предваряются фразой «жители шатров» . На Западе Средиземья путь амореев проследить сложнее , поскольку египетские документы не различают семитские народы между собой, а местные документы до нас не дошли. В это время египетские фараоны еще не ставили перед собой задачу расширения своих владений на азиатские земли (за пределами Синая). Их целью было обеспечение беспрепятственной торговли азиатскими товарами , в том числе ливанским лесом . Торговые пути египтяне стремились обезопасить с помощью магии : этой цели служили «тексты проклятий». В этих текстах впервые упоминается Иерусалим .
Вместе аморейской экспансией на Средиземье накатилась новая волна экспансии с севера . Вот что пишет о ней Дьяконов : «Еще в XX—XIX веках до новой эры центр района севернее горной гряды Хамрин в Ираке носил древнейшее название Гасур , но к XVI веку этот район заняла группа хурритских поселенцев , давших ему название Аррапхэ. К середине II тысячелетия население Угарита на побережье Сирии становится двуязычным — западносемитским и хурритским . Почти нигде мы не можем предположить, что хурритское население уничтожало, вытесняло и сменяло предшествующий этнос: явные признаки продолжающегося сосуществования этих этносов наблюдаются всюду. Не происходит и заметных принципиальных изменений в материальной культуре. Очевидно, горцы-хурриты сначала нанимались к местным царькам воинами, а позже захватывали власть в городах, сливаясь с местным населением или сосуществуя с ним . Последняя волна хурритов представлена языком , дошедшим до нас в очень пространном письме митаннийского царя Душратты к египетскому фараону . Наиболее интересной особенностью этой волны является то, что митаннийские цари носили индоиранские имена наряду со вторыми хурритскими и поклонялись, в числе прочих, индоиранским богам. Мы знаем очень мало о внутреннем политическом и социальном устройстве Митанни; можно только сказать, что это была не монолитная империя, а рыхлый союз номов , которые платили митаннийскому царю дань и выставляли на помощь ему воинские контингенты ; что «люди хурри» — очевидно, воинская знать — играли значительную роль при царе и упоминались иной раз вместе с царем в государственных договорах ; и что большую роль в войне играли колесничие — марианна.» Возможно , имя «хурри» означало не название народа , а социальный статус, и что «хури» это «ари» , имеющее абсолютно идентичное социальное значение - «аристократ».
Мифы о патриархах сохранили много элементов реальной политической истории . Даже эпизод с покупкой Авраамом погребальной пещеры у хетта Эфрона напоминает о сильном анатолийском влиянии на весь регион в эпоху средней и поздней бронзы . Тут можно вспомнить о формах погребения в шахтных могилах , занесенных в Ханаан еще в самом начале засушливого периода. Разумеется, для составителей ТАНАХа, через полторы тысячи лет государство Ура было легендой , а для его переводчиков на греческий, сочетание Ур Касдим требовало пояснений. Касситы-касдим , правили Вавилонией после деградации аморейской династии Хаммурапи . Ассирийцы назывли касситов "халдеями" по искаженному касситскому наименованю южного Междуречья – Кар Дуниаш. Халдеев-вавилонян в античном мире знали все, а касситов уже не помнили, мы про них знаем только благодаря раскопкам, и для простоты переводчики на арамейский и греческий перевели «Ур Касдим» ассирийским термином Ур Халдейский. Таким образом , библейский взгляд на древнюю историю гораздо более близок к исторической реальности, чем принято думать . В этом и заключается сила мифа , что в его основе всегда лежит истина, пусть даже искаженная тысячелетиями и с трудом воспринимаемая.
На протяжении веков единственным познавательным авторитетом для ученого люда служила Библия и первые народоведы пользовались ею , как удобной основой всяческих описаний и классификаций . Однако сам текст о потомках Ноя представляет собой самодостаточное построение , ошибочное толкование которого ведет к явным заблуждениям . Сим, Яфет и Хам это символы , прежде всего, географических зон. Владения Хама протянулись от Нила до Евфрата , Шема от Евфрата до Залива и Яфет занял северную переферию региона от Греции до Каспия.
Одним из сыновей Шема , согласно таблице народов , был Арпахшад. Имя распадается на две части - «Шад» или «саад» - значит по семитски господин. Наиболее похожий на «а-р-п-х» термин применяется в истории к древнему царству Аррапхэ , упоминаемому Дьяконовым , и нынешнему городу Киркук (Арпахия) в иракском Курдистане . Провинция Аррапха входила в состав Ассирии и была довольно известным ( в том числе и жителям Иерусалима) местом , в связи со своей близостью к центру империи. Для древнего читателя ТАНАХа связь между Эвером и Аррапхэ была понятна . Как это не удивительно , но генетический пул и антропологический тип нынешних обитателей Арпахьи – курдов и сегодняшних Израильтян очень близки . Хотя курды говорят на индоевропейском языке , в нем имеется эргативная конструкция , свойственная языкам Кавказа и шумерскому . Древние , домидийские корни населения Курдистана позволяют признать библейскую этно-географическую модель еврейской истории достойной научного внимания.
Гиксосы и Исход.
Пятнадцатую династию египетских фараонов историк Манефо назвал «пастухами» и по гречески озвучил египетские иероглифы - «гиксос». Более точный перевод смысла этих знаков - «правители чужих (горных) стран». Столица их находилась в городе расположенном на границе дельты Нила и Синая . Манефо зовет его Аварис, а перевод соответствующих иероглифов - «дворец на пустынном плато» . Такие крепости , похожие на Мосаду и Нимрод , имели огромные резервуары для сбора дождевой воды и были почти непреступны . История библейского Иосифа разворачивается в гиксосском Египте . Любопытно, что в Коране , в истории Юсуфа правителя Египта называют не «фируан», как в истории Мусы , а семитским термином «малик».
Появление гиксосов в Египте было следствием экологического кризиса . Из-за понижения уровней разлива Нила , многие поля оставались без влаги и ила . Начался голод , Среднее царство развалилось на самостоятельные номы , которые не смогли остановить натиск пришельцев . Этническое происхождение гиксосов долгое время вызывало споры, но в последнее время установилось согласие о семитском численном доминировании при значительных хурритских и арийских включениях. Эту эпоху принято называть Вторым переходным периодом , особой информации о ней нет, но сохранился на одном из папирусов, хранящихся в Британском музее в Лондоне, текст - так называемый Салье I , который относится к числу «школьных папирусов» , то есть служивших для упражнений в письме и каллиграфии писцам-ученикам. Рукопись датируется первым годом правления фараона XIX династии Мернептаха .
«Ни один из правителей не был полновластным владыкой в те дни. В Южном Городе, в Фивах, правителем был фараон Секненра. А беда великая поселилась в Аварисе, ибо правителем этого города стал гиксос Апопи , заставил он Юг присылать ему дары, заставил он Север отдавать ему наилучшие плоды.
И вот царь Апопи отправил правителю Южного Города послание «Пусть бегемоты оставят свой водоем, что при источнике Южного Города, ибо они не дают царю Апопи заснуть ни днем, ни ночью, и шум от них стоит в ушах жителей его города»
Тогда разъярился фараон Секненра подобно морю. Он велел удалить посланца и созвал всех своих знатнейших вельмож и всех прославленных войнов. Он пересказал им послание которое направил ему царь Апопи, и спросил совета. И ответили ему его вельможи и воины:
- О господин наш, владыка! Видно, гиксос Апопи хочет нас унизить такими посланиями. Видно, хочет надругаться над славой твоей и над могуществом бога твоего Ра. Не допусти этого! Пришел час покарать этого азиата!»
Судя по сохранившейся мумии египетского царя , он погиб в битве с Апопи от ударов топором по черепу. Более успешными оказались действия его сына, царя Камеса, снарядившего большой флот и с боями продвинувшегося от Гермопольского нома , находившегося на полпути между Фивами и Дельтой , к стенам самого Авариса. Однако захватить столицу гиксосов Камесу было не суждено. Этому помешали волнения на крайнем юге страны и , возможно, выступление против Камеса нубийских правителей, что заставило фиванского царя срочно прекратить осаду Авариса и перебросить свои войска на юг (видимо не обошлось без гиксосских интриг с гонцами и дарами). Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камеса , основатель XVIII династии Яхмес . С этого времени начинается история Нового царства , царства Исхода .
«Новый» Египет отличался непропорционально большой ролью военных в политике. Подстрекаемые духовенством , фараоны создали «народную» армию , против которой гиксосы не устояли , однако , раз взявшись за оружие воин продолжает испытывать тягу к его дальнейшему применению , тем более , что формой пенсионного обеспечения ветеранов служили пленные. Но резервы Леванта были вскоре исчерпаны и солдаты страны Нила вышли к большой реке , которую назвали «Перевернутая» , поскольку она текла с севера на юг (раз наша река течет с юга значит все остальные реки обязаны вести себя аналогично , а если они этого не делают , значит они перевернутые). Построив в Библе флот и перетащив его по суше , египтяне поплыли по «перевернутому» Евфрату , грабя по обеим берегам реки . Касситские правители Вавилона вынуждены были признать себя рабами фараонов.
Дальнейшее развитие событий шло по привычному сценарию : дети героев предпочли более спокойную жизнь . Расплодившееся дворянство-немху (первоначальное значение слова немху — «бедный, сирый, ничтожный» ) требовало земли , а земля была у храмов . Ставленик немху , молодой Аменхетеп Четвертый вводит культ Многорукого солнечного диска . Реформа предполагала огромные строительные работы и учреждение большого штата высокопоставленных и рядовых жрецов — служителей Атона . Они , как это видно из памятников той поры , были в основном представителями новой служилой знати. На практике все это означало значительное перераспределение материальных и людских ресурсов в пользу Единого божества и в ущерб жрецам старых традиционных египетских химер , прежде всего Амона-Ра .
Казалось , что динамичные сторонники перемен решительно одерживают верх над своими соперниками . Однако , замена противоречивых культов прежних богов логично продуманным почитанием практически одного лишь Солнечного диска не сулила никакого облегчения жизни кому-либо , кроме фараонских ставленников , соперничавших со старым жречеством . Поэтому за периодом передела власти и богатств неизбежно должен был последовать период соглашения между враждовавшими силами.
Новая династия решила восстановить империю и возобновить агрессию на восток . Вместо рыхлых хуррито-семитских коалиций , египтяне встретили в Азии могущественное , находящееся в периоде расцвета , Хеттское государство с его мощной армией , подчиненной лишь одному военачальнику —царю Муваталли. Лишь после пятнадцатилетней тяжелой борьбы Рамсесу Второму удалось вытеснить хеттов из Южной Сирии , захватив Кадеш . После войны с хеттами Рамсес II правил Египтом ещё более 45 лет . Местом своего постоянного пребывания он выбрал Нижний Египет. На востоке Дельты , на месте древней столицы гиксосов , им возводится роскошная царская резиденция , носившая имя Пер-Рамсес («Дом Рамсеса») , на строительстве которой были задействованы , проживавшие уже несколько веков в этом районе , сыны Израиля . Известна широкая строительная деятельность фараона в Фивах , Абидосе , Нубии , где по его приказу был вырублен в отвесной скале огромный пещерный храм с гигантскими статуями самого Рамсеса.

После смерти великого царя , Египет наследовал Мерне-Птах , при котором на страну обрушилось нашествие «народов моря» , совпавшее с крупным вторжением в Западную Дельту ливийских племен . Эта первая волна «народов моря» была отбита египетскими войсками , возглавляемыми фараоном , преследовавшими врагов до Ханаана . На победном памятнике , среди названий ограбленных городов и племен , имеется набор иероглифов , которые можно перевести как «Израиль» .
Хотя в распоряжении историков нет прямых свидетельств об Исходе сынов Израиля из Египта , египетское происхождение Моисея сомнений не вызывает . В череде семитских корней , «Ав-отец», «акав-следовал», «цахак-смеялся» , составляющих имена патриархов и их потомков , вдруг возникает имя Моше . Тора возводит его этимологию к корню со значением «вытаскивать из воды». У египтян этот корень означал слово «рожденный» и входил в царскую номенклатуру. Ра-мс - сын бога Ра. Тут-мс - сын Тота. Поскольку , технической разницы между процедурой рождения и вытаскивания из воды не наблюдается , делаем вывод , что афразийский корень «м-с» подходит как к египетской , так и к еврейской этимологии . Учитывая , что Моисей плохо владел ивритом и носил египетское имя , версия об идейной его связи с эхнатоновскими реформами имеет право на жизнь . Есть теории которые говорят о синтезе в Торе трех традиций – традиции гиксосов, традиции левитов Моисея и Эхнатона и традиции еврейских племен Харрана. Все эти традиции включали факт бегства, все они были связаны с приходом в Ханаан, как новую землю, предназначенную для новой религии.
Образование новой системы невозможно без разрыва старых связей. Чаще всего такой разрыв происходит по инициативе среды и внешних обстоятельств . Но иногда , доминирующая роль принадлежит некому одиночному волевому фактору. Для еврейских племен таким фактором стала деятельность Моисея . Его образ оказал огромное воздействие на другого пророка, ведь Хиджра, от которой ведут летоисчисление мусульмане , буквально означает - Исход .
Храм
Переход к железному веку сопровождался в Средиземье страшными культурными катакликзмами. Города разрушались , уровень ремесла деградировал , социальная организация упрощалась . Синхронность крушения империи Хеттов и Микенской городской цивилизации , заставляет предположить значительные этно-демографические изменения во всей тогдашней Ойкумене . Одним из последствий этих изменений стало появление филистимлян . Имя и культура этого народа настолько близки эгейским пеласгам , что не оставляют сомнений в своем северном происхождении. Легенды о пеласгах сохранились и в гомеровских мифах , и в трудах античных писателей , включая Геродота . Все эти авторы противопоставляют пеласгов эллинам.
Этнический состав Ханаана эпохи филистимского доминирования , являл собой пеструю картину языков и типов поселений. На северном побережье продолжали существовать крупные финикийские (ханаанские) города , восстановившиеся после погромов , учиненных пиратскими набегами «народов моря» . Негев и Трансиорданию наполняли полукочевые еврейские племена Моава , Амона и Эдома . Формально Ханаан продолжал числиться провинцией Египета и даже принципы управления местным населением не претерпели больших изменений . Небольшие новые гарнизоны филистимлян заменили аналогичные по целям египетские. Главной задачей филистимлян была охрана дороги Гора , шедшей из нильской метрополии через Газу , Ашкелон , Ашдод , Бейт-Даган, Мегиддо, Бейт-Шеан в Дамаск и Ашшур.
Какое место среди всех этих племен и городов занимали сыны Израиля , позволяет понять сравнение с ситуацией в архаичной Греции . Там греческие - дорийские пастушеские племена теснили коренное население . Население это состояло в основном из греков- ахейцев . Хотя дорийцы долгое время доминировали политически , классический греческий язык основан на ахейском аттическом говоре . Подобная ситуация сложилась и в Ханаане , где еврейские племена подверглись сильному воздействию древней городской культуры , превратившей иврит в одно из ханаанских наречий .
Быт израильтян был патриархальным . Семейные кланы , управляемые старшим мужчиной состовляли основу общества . Проблемы с соседями решались либо на основе силы , либо третейским судом . Часто создавались отряды , напоминающие просто банды рекетиров , навязывавшие свои «услуги» окрестному населению. Пока шла египетско-фелистимская война , евреи чувствовали себя вполне уверенно. Они нападали на ханаанские города , ссорились между собой и вели достаточно анархичное существование.
Происхождение этнонима Израиль точно не известно , но правдоподобно выглядит толкование И-сар-Эль , как «Эль-Бык» , или «Править будет Эль». Известно , что во время войны за наследство Митанни , многие полукочевые племена выступили против Ассирии , бывшего хурритского вассала . Ассирия победила и ее враги вынуждены были уйти за реку. В Ханаане евреи повстречали своих далеких братьев , ушедших из Египта . Причем одна группа ушла еще во времена гиксосов , а вторая , левиты , вместе с Моисеем .
Заинтересованность филистимлян в спокойствии на торговых путях и их стремление к доминированию , привели к серии войн , из которых израильский племенной союз во главе с царем Давидом вышел победителем . Победа была закреплена строительством Храма Соломона , ставшим признаком окончательной аккультурации евреев в финикийско-ханаанской среде . Архитектура , организация и даже храмовая канцелярия соответствовали окружающим образцам .
Большинство израильского населения , наряду с храмовыми жертвами , придерживалось старых семитских традиций почитания камней и холмов. В Аравию до сих пор стекаются миллионы верующих , повторяющие путь древних почитателей «черного камня» , упавшего с неба недалеко от Мекки . Вся разница состоит в том , что до Магомета паломники бегали вокруг камня голыми , а после в белых тогах . Видимо Скрижали Завета , хранимые в Ковчеге , воспринимались многими как магический амулет , передающий божественную силу его владельцам . Страсть человека к материализации метафизических образов настолько непреодолима , что с ней смиряются все мировые религии . Даже вполне рациональные христиане видят в иконах живые воплощения святости , наделенные магическими свойствами , а в сегодняшнем Израиле религиозная публика со страстью отдается каббалистическим ритуалам и развешиванию амулетов . Борьба пророков с идолопоклонством была борьбой с человеческой природой , с ее духовной ограниченностью. Возвыситься до признания невообразимости Бога , значило достигнуть высокого уровня рефлексии .
Самарейский синдром.
В то время как народ поклонялся быкам Бейт-Эля и Дана , и всем ханаанским божкам , левиты и пророки упорно насаждали культ Единого. Особых успехов эта деятельность не несла , ибо, как и реформа Эхнатона , натолкнулась на явное непонимание . История с Золотым тельцом Аарона , отражает острую борьбу между строгими монотеистами и язычниками. Поклонники Эля утверждали , что Сущий Моисея это сын Быка , теленок . Судя по всему «ересь тельца» долго осложняла отношения Северного царства с Иудеей.
Откуда в иудаизме такой страх перед ассимиляцией. Откуда все эти перегородки между гоями и иудеями , воздвигаемые учителями народа с маниакальным упорством и вопреки любой практической пользе . Этот страх можно назвать «самарийский синдром» . Давняя вражда между Самареей и Иерусалимом , не уничтожила полностью религиозное и этническое единство Израиля и Иуды . Гибель Самареи породила в храмовом жречестве и рефлексирующих пророках , желание понять причины такой катастрофы . Вывод был сделан такой – недостаток веры погубил Десять колен . На протяжении жизни всего двух поколений была проделана огромная работа по очищению монотеизма . Поскольку процесс разрушения иудейской государственности растянулся на два десятка лет , пророки и писатели успели спасти множество текстов и переправить их в Вавилон . Там уже шла агитационная работа и даже разгорелась борьба проегипетских и прохалдейских фракций . Гибель храма вызвала новую бурную реакцию поиска виновных . Простой народ и цари уличались в грубейших преступлениях против Закона и призывались к покаянию.
Вавилонское пленение оказалось не очень долгим и персидский царь Кир быстро выполнил роль мессии , обеспечив вавилонским пленникам право на репатриацию и на восстановление Иерусалима . Однако , многие иудеи не желали покидать богатую Вавилонию ради нищей родины. Упоминаются даже случаи переселения , уже рожденных в строящемся Иерусалиме иудеев , назад в Месопотамию. Судя по главным героям Пурима , иудеи не стеснялись давать детям имена Мардука - бога Вавилона и Иштар – семитской богини плодородия . Репатриация проходила вяло , местное самаритянское и эдумейское население нападало на новоприбывших и в Сузы шел нескончаемый поток жалоб и контр-жалоб .
Решительные события в репатриантской общине развернулись только с прибытием Эзры , оградившем иудеев Торой и Нехемии , оградившем Иерусалим стеной. Эти два месопотамских сиониста совершили революцию . В эпоху когда Эллада сражалась с Персией , в глухом углу ахеменидской империи возникала первая на планете действительно монотеистическая религия , причем самым демократичным путем . Все кто приняли на себя Закон , имели абсолютно реальную возможность этого не делать. Хотя вожди революции и обрушили на головы репатриантов всю тяжесть административных и психологических методов давления , вплоть до таскания за волосы , любой противник новой ортодоксии мог спокойно переселится к еврейским и нееврейским соседям Иудеи , почитавшим древний израильский культ без излишнего монотеистического рвения . В том ,что иудаизм Эзры был новой религией прямо говорит сам Нехемия. «От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы.» (Нехемия 9,17).
Выдавая себя за ярых фундаменталистов , Эзра и Нехемия строили из множества обломков еврейской культуры и морали совершенно новую систему . Модель , созданная иерусалимским жречеством , завершила историю еврейского этноса и стала основой формирования иудейской цивилизации .





.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments