alxvln (alxvln) wrote,
alxvln
alxvln

Архэогнозис

Архэогнозис
«Мировая игра Эона» - так выразил Хайдеггер основание реальности. Эволюция материи – гласят естественнонаучные учебники. Все это абстракции, но человеку хочется достать Архэ руками.
Эволюция систем
Если понимать под эволюцией не череду изменений вообще , а череду возникновения новых объектов , новых идей или новых уровней иерархии , то на вопрос о связи между эволюцией и системами следует простой ответ . Эволюционировать могут только составные объекты . Но почему не все системы могут эволюционировать ? В чем разница между эволюционирующей и просто динамической системой ? Эволюционирующая система должна быть открытой , ограниченной , разнообразной т. е. состоять из принципиально различных по свойствам элементов . Онтологической причиной требуемого разнообразия является Принцип спонтанного нарушения симметрии. Глубже этого принципа физика еще не заглянула , но он вполне вписывается в метафизику Архэ.
Одним из следствий открытого разнообразия систем будет эффект ускорения эволюции . Действительно , чем больше имеется элементов , тем больше комбинаций из этих элементов можно составить. Если из нуклонов и электронов получаются только несколько десятков химических элементов , то из этих элементов рождаются тысячи соединений . Комбинаторика нуклеотидов обеспечивает все разнообразие биосферы , а комбинации синапсов в нейронных сетях - разнообразие инстинктов и индивидуальную память.
Эон действительно играет в кости.
Познание хаоса
Как сознание организует Хаос ? Как из моря событий мышление выделяет только самые важные ? Организм любого живого существа выделяет (селектирует, отфильтровывает) из реального мира определённую область , которая выступает для него в качестве "окружающего мира". У одноклеточной инфузории , например , имеется только одна реакция , с помощью которой она отвечает на все возможные стимулы (химические, термические, световые или тактильные раздражения) , а именно , бегство. Пространство , время , предметы , животные совершенно не существуют для этого существа. Для морского огурца нет различий , закрывается ли солнце облаком , кораблём или действительным врагом . Он сжимается от любой темноты . Окружение морского огурца может быть многообразным , его собственный "окружающий мир" содержит только один признак : наступление темноты .
Таким образом окружающий мир это результат очень субъективной деятельности нейронных сетей , отбрасывающих большую часть внешних потоков информации и конструирующих из оставшихся крох , так называемую Реальность . Эту «реальность» буддисты очень образно называют «Покрывалом Майи» .
Является ли человеческий дух изначально действительно tabula rasa или уже с рождения он обладает определёнными структурами ? В столкновении между этими альтернативами, начиная с Демокрита и Платона до Юма и Канта , "врождённые идеи" играли ключевую роль. В разных философиях это могли быть -Представление , понятия , категории , суждения и предрассудки , истины , привычки , логические , моральные или естественные законы , инстинкты , формы созерцания , образцы переживаний , архетипы, структуры или контуры . Терминология различная , но смысл априорности-первичности общий .
В 19 и 20 столетии , вопрос о «врождённых идеях» рассматривался , как вопрос на который невозможно ответить или на который дан негативный ответ , или как псевдопроблема . Последствия споров о «врожденных идеях» имели довольно драматические последствия . Весь марксизм –ленинизм опирался на идею абсолютной внешней детерминированности сознания , а человеческие недостатки провозглашались «родимыми пятнами капитатализма» , нет капитализма не будет и пятен , нет денег-нет еврея .
На сегодняшний день известно , что уже на этапе эмбрионального развития нейроны головного мозга начинают образовывать сети , структура которых записана в генотипе . Рост эмбриона это сложный синергетический процесс , где каждый акт порождает разветвленный каскад реакций . Многие реакции построены по принципу обратной связи , что приводит к саморегуляции эмбрионального развития . Принципиально , формирование мозга не отличается от формирования скелета или печени , только вместо костной или печеночной ткани материалом служат нейроны.
Наш познавательный аппарат является результатом эволюции. Субъективные познавательные структуры соответствуют миру, так как они сформировались в ходе приспособления к этому реальному миру. Они согласуются с реальными структурами, потому что такое согласование делает возможным выживание. Обезъяна, которая не имела реалистического представления о ветви, на которую она прыгала, была бы вскоре мёртвой обезьяной - и не принадлежала бы поэтому к числу наших предков. Законы эволюции свидетельствуют, что выживает только тот , кто достаточно приспособлен . Просто из того, что мы ещё живём , мы можем, следовательно, заключить , что мы "достаточно приспособлены", наши познавательные структуры достаточно "реалистичны". С этой точки зрения следует ожидать , что, связанные с нашим мозгом "познавательные способности" , способны постигать структуры реального мира , по меньшей мере , "адекватно выживанию".
Таким образом , Архэ , как творческий эволюционный принцип , актуализирует себя в генерации взаимоадекватных идей и систем , формирующих новое Единство. Все , что противоречит Архэ , вытесняется на периферию борьбы за существование.
Культура
Человек разумный , выйдя из чрева земной биосферы , начал уникальный процесс создания рукотворной среды обитания . Наиболее подходящим знаком , и для процесса , и для результата , будет термин Культура . История человечества это история формирования его культуры . Процесс усложнения культуры , повышающий ее адаптивность , именуется «историческим прогрессом».
Любая адаптация характеризуется вознкновением устойчивой функциональной связи . В биосфере адаптации проявляются либо , как изменения в строении органов либо , как новации в поведении . Очень популярной адаптивной стратегией в животном мире является социальность. Самыми яркими примерами биосоциумов служат пчелы и муравьи . Адаптивное значение социума направлено чаще всего на защиту потомства . Поскольку стадо или муравейник потребляют много ресурсов с ограниченной площади и спрятаться им особо некуда , социальность , в момент зарождения , должна подвергаться сильному эволюционному прессингу , усиливающему мутации и отбор . Иными словами , к социальности прибегают не от хорошей жизни . Выживают только те виды у которых недостатки совместной жизни с лихвой окупаются плодами кооперации.
Сам по себе социум не играет роль революционной адаптации в эволюции человека . Все приматы социальны ( из-за большой головы детеныши приматов долго растут и у самки нет шансов выкормить его одной) . Ключевой адаптацией Человека разумного является культура . Культура - как система противостоящая Природе и включающая материальный и духовный аспект .
Рука , живущих в кронах деревьев приматов , оказалась очень удобной для хватания камня и палки . То, что из всего отряда , только люди бипедальны , доказывает эволюционную важность постоянной свободы рук . Однако , сам факт умелого обращения с инструментом не мог создать культуру . Революция произошла , когда прогресс умелости наложился на прогресс социальной коммуникативности. Наряду с камнями и палками , люди стали обрабатывать сигнальную систему общения , облагораживая предмет в рисунке , движение в танце , звук в песне. Наследование адаптаций перешло с генетического и морфологического уровня на социальный. Культура стала новым воплощением Архэ.
Поток истории
Эволюция открытых систем происходит только при наличии потоков вещества , энергии , информации . Кроме потоков воды , мы ежедневно сталкиваемся с атмосферными потоками (в просторечии ветры) , электрическим током , электро-магнитными волнами . В разных отраслях знания описываются миграционные , популяционные (генетический дрейф ) , химические (градиенты концентрации) , технологические , товарные , денежные потоки .
Вступая во взаимодействие со статичными элементами системы , поток способен изменить всю ее структуру : пустыня становится садом при взаимодействии с водными потоками оросительных каналов , меняла становится банкиром при росте денежного потока , проходящего через его руки , Византия превращается в Турцию под влиянием потока мигрантов-завоевателей , кусок железа становится магнитом в потоке вектора индукции .
Культура представляет собой зону рассеяния потока , наиболее адекватное имя которому - История . Любой акт , имеющий целью изменить Мир , будет квантом Истории - событием . Всемирную историю можно разбить на таксоны цивилизаций , суперэтносов , государств , народов , родов , биографий . Когда живой поток событий конкретной истории высыхает , нам , в качестве надгробья, достаются черепки артефактов.
Не каждая культура омывается историческим потоком . Множество человеческих коллективов вошли в состояние гомеостаза со средой , потеряв либо возможность , либо желание к усложнению и прогрессу . Часто такой гомеостаз сопровождался регулярными убийствами соседей или собственных детей , деградацией социальных связей , примитивизацией орудий . Разумеется , что и прогрессирующие культуры не отличались , на первых порах , особым гуманизмом и гениальностью . Но включенность в исторический поток всегда дает надежду , а это совсем не мало .
Системные алгоритмы Истории удивительным образом повторяли биосферные коллизии . Появлялись хищники и жертвы , совершенствовались орудия нападения и защиты , велся поиск оптимальных стратегий и эффективных структур. За всеми этими сухими определениями скрыты реки крови, горы трупов и моря слез . Есть культуры , от которых остался только археологический скелет и есть культуры живые . Есть культуры сложные и есть культуры примитивные. Есть культуры мирные и есть культуры агрессивные. Есть культуры формирующиеся и есть культуры загнивающие. Все это вполне объктивные характеристики , хотя и несущие явный оценочный заряд .
Метод оценки сложных систем в антропоморфных терминах подтверждает старую истину , что человек является мерилом всех вещей. Этот метод можно применить и к поиску Цели Истории . В пределе Человек стремится к абсолютной власти над природой . Причем власти и над своей природой , в духе «сверхчеловека» Ницше . Но такая власть является одним из атрибутов Абсолютного Духа . Из этого можно заключить , что человек чает Бога ( желает стать обладателем абсолютной любови или мощи) . Однако, я вынужден испортить обедню , добавив - своего бога. У каждой локальной истории есть свой «бог» , а следовательно и сугубо частная цель . Но удивительным образом эти частные цели . взимодействуя , создают чудо прогресса .
Каков механизм исторического прогресса ? Наиболее простую модель - «вызов-ответ» , описал Тойнби. Хотя его описания «вызовов» выглядят вполне красочно, механизмы поиска «ответов» часто очень сомнительны . Можно предположить , что сам факт существования культуры это «ответ» на «вызов», следовательно сколько культур столько и вариантов ответа. Чем лучше ответ соответствует требованиям времени и Архэ , тем прогрессивней культура . Если ответ далек от Архэ , то после бурного развития неизменно следует гибель социума и культуры , «Если в государстве нет Дао , мудрец должен уйти» .
Норма
Актуализацией Архэ внутри социума служит процесс возникновения этических норм .
Поведение большинства природных систем описывается теорией вероятности. Хотя сама теория возникла в рамках математики , она содержит класс объектов отличный от привычного вещественного стандарта - события. Поскольку история есть , в конечном счете , поток событий , ее и следует описывать вероятностными отношениями .
Принципиальная трудность в описании сложных систем состоит в том , что вероятность последующего события зависит от того , какое событие уже произошло. Вероятность победы команды в кубке чемпионов очень зависит от того , станет ли она чемпионом местной лиги . Но события не детерминируются даже высокой вероятностью. Сильная команда может проиграть слабой . Событие с ничтожной , но ненулевой вероятностью может произойти вопреки всем прогнозам . Такая ситуация называется отклонением от нормы или в просторечии – чудом .
Любое научение и любой жизненый опыт заключаются в усвоении норм . Мудрость выражается в умении судить о вероятности (нормальности) последовательной цепи событий . Игра старого гроссмейстера отличается от игры молодого кандидата в мастера всей массой опыта , сконцентрированной в искусстве отбрасывать или использовать уже проверенные в реальных турнирах варианты . Инстинкт , интуиция , стаж – это знание норм .
Человеческое поведение , при всех его понятных и малопонятных причинах, делится на нормальное и отклоняющееся . Разумеется , вывод о нормальности единичного акта можно сделать только в рамках знания о множестве других актов . Человек получает информацию о нормах каждую минуту. И это не относится только с социальному поведению . В производстве действуют технологические нормы, в рыночной экономике царят нормы прибыли и цены , в нерыночной - нормы распределения продукта. Все они организуют человеческое поведение по отношению к культуре , а следовательно и по отношению к самому поведению - этосу. Комплекс этических норм называют моралью.
Носителем морали не может быть отдельный человек , но у личности есть структура отвечающая за нормативное поведение , обычно определяемая как совесть . Если ребенок воспитывался в определенной культуре , то его совесть станет интуитивным механизмом , определяющим нормативное поведение . Хотя нормы морали в разных культурах различаются , механизм совести у всех людей действует одинаково. Это позволяет определить универсальность понятий добра и зла . Зло - это отклонение от моральной нормы , добро – это следование моральной норме .
Этническая система.
Для формирования и сохранения норм поведения , норм перераспределения , навыков производства и других важных культурных феноменов необходим стабильный носитель . Первичным таким носителем в культурной истории человечества был Род . Хотя роль рода и семьи в формировании социальных норм со временем слабела , родовой коллектив и по сей день играет значительную роль в социализации новых поколений , а в регионах , лишенных централизованной системы образования и коммуникации , его роль абсолютна .
Непременным условием формирования норм служит наличие доступного информационного обмена . Поскольку носителем социальной информации служит язык , общность языка есть неоходимая предпосылка общности культуры. Летописное слово «язык» синонимично современному понятию национальность . К одной национальности не могут принадлежать две разноязыкие группы , хотя несколько наций могут иметь один язык .
Разные культурные нормы имеют разное время жизни . Меняются моды , музыкальные стили , орудия производства и предметы быта , эволюционируют язык , мораль и религия . Чем определить преемственность норм и традиций ? Таким определителем является этническая система или короче – этнос .
Этнос это системный эквивалент биологического вида . Как вид является носителем генетического пула , так этнос несет культурный код . Близость вида и этноса определяется признаком эндогамии , потенциальной возможностью внутренних браков. Члены одного этноса обладают способностью легко выделять «своих» по многочисленным признакам . Собственно эти признаки и составляют общий код . Комплекс этносистемных норм , усвоенных личностью и проявляющийся в поведении , называется ментальность .
Этнос существует не столько в пространстве , сколько во времени . Этнос это проекция эволюционирующей культуры на темпоральную ось. Этническая система позволяет каждому новому поколению усвоить опыт и формы существования своих предков и ориентирует существующий культурный комплекс в Ноосфере . Подобным образом человеческая личность ставит для себя новые цели на основе накопленного опыта .
Хотя цепочку поколений можно тянуть долго , единство этнической системы обеспечивается только нормативной памятью . В дописьменный период этнической памятью служил миф . Миф излагает архетип этноса для новых поколений или пришельцев. Мифы , прошедшие испытание Историей , это софийный знак Архэ.
Социальность заложена в человеческую личность на уровне генов. Как и любой генетический признак она может варьировать от аутизма до высокого уровня эмпатии. На психонейронном уровне социальность составляет комплекс условных рефлексов , включающих врожденные коплексы страха , любви , зависти , удовольствия , гнева. В процессе социализации формируются конкретные образы «друга» и «врага». Причем образ «врага» сплачивает социум гораздо сильнее чем все призывы «любить ближнего своего». Миф всегда дает пример Героя , но и указывает на Врага.
Этнос вовсе не есть обязательная ступень социальной эволюции. Во многих регионах Род и сегодня играет определяющую роль. Отличается Род от Этноса отсутствием идеальных целей , выходящих за рамки простого самовоспроизводства. Этнический уровень социальной эволюции возникал только при относительно высоком уровне разделения труда , совершенстве способов обмена и хранения информации , потребности в межродовой координации. Рытье каналов , кораблестроение , охрана торговых путей , содержание регулярной армии - вот основные мотивы сотрудничества , толкавшие родовую знать на путь превращения в этническую правящую элиту или класс.
Отношения рода с этносом всегда напряженные. Род предпочитает кровную месть , отрицает права личности вне рода , игнорирует законы , если они мешают его деятельности. Диктат рода может быть устранен только в том случае , если этнос дает человеку и большую свободу и большую безопасность.
Цивилизация
Если этнос представляет из себя систему , сохраняющую во многом биологические свойства , то цивилизация есть продукт чистого разума . Потенциальностью этноса служат : мораль , миф , традиция , авторитет . Они передаются из поколение в поколение через ритуальные действия , через прямое общение , через примеры и эмоциональные образы. Управляющим блоком цивилизации становятся законы , указы , идеология , пропаганда , бюрократия .
Закон от морали отличается прежде всего четкой фиксацией на семантическом уровне. В законе нет места рефлексам и сомнительному голосу совести. Закон полагается на силу власти , а не на моральную интуицию личности . Мораль действует на уровне подсознания , а закон навязывается внешней средой .
Если в этнос личность входит на правах родственника (как угодно дальнего) , то цивилизация признает только гражданство. Хотя все цивилизации рождены из этносов и включают их на правах подсистемы , история их взаимоотношений крайне противоречива . Этническая мораль и традиции меняются гораздо медленней чем цивилизационная Ноосфера в целом . Такая разность эволюционного темпа приводит к постоянному давлению рациональных механизмов на этническую систему и любобытно отметить , что чаще всего побеждала последняя .
Хотя рациональные ситемы возникают гораздо быстрее чем природные , они не гарантируют более высокий уровень адаптивности . Цивилизованные социумы оказывались гороздо менее устойчивыми к изменениям среды чем варварские этносы . Только громадные усилия культурных элит , кровь и пот вели к превращению норм цивилизации в моральные нормы этноса . Насколько тонкой является эта цивилизационная позолота на этнической шерсти , показывает пример нацизма , перевернувшего иерархию доминирования между инстинктом и законом .
Может ли цивилизация отменить этнос ? Мой ответ однозначен – нет.
Психологическая структура личности включает в себя несколько эволюционных уровней . Хотя эти уровни и действуют как система , подавить влияние одного из них другим очень сложно. Все попытки роботизации реального человека обречены на провал , ибо личность это не «чистая доска» , а носитель врожденных и импринтированных комплексов поведения и мышления . Цивилизация может управлять только рациональностью , на уровне совести ее возможности ограничены системой просвещения . Максисмум на что способна цивилизация в борьбе с этносом - предложить ему национальное государство .
История цивилизаций это история их экспансии. Будучи открытой , неравновесной системой , любая цивилизация стремится повысить свою устойчивость диссипацией лишней энергии и окультурацией внешней среды. Пережив эпоху прямой конфронтации варвары и цивилизации вступили в новый этап взаимоотношений. Транснациональные корпорации взялись завершить дело колонизаторов - цивилизаторов .
Разумеется , что и глобальный капитал не способен подавить этническую систему. Более того , грубый нажим может вызвать такую деструктивную реакцию , что от мировой системы коммуникаций остануться одни обломки . В дополненеие к борьбе с мировой финансово-промышленной системой , этносы продолжают локальные конфликты с собственными цивилизациями. Результатом этих противоречий станет либо распад глобальной системы либо включение этносов , национальных государств и локальных цивилизаций в более устойчивый , чем сегодняшний , комплекс.
Этика постиндустриальной цивилизации.
Из всего сказанного выше , можно прийти к заключению , что сформировавшийся этнос и есть манифестация Архэ. Хотя цивилизация не может быстро менять моральные нормы этносов , ей доступно воздействие на этническую элиту. Именно элита Западной Европы преобразовала буржуазную этику в этику цивилизации Просвещения . Основная идея просветителей — реорганизация общества на началах разума . Разум для них это программа специфической организации сообщества , имеющая своей целью установления согласия между людьми. Свободный индивид , равный по своим естественным правам всем прочим индивидам , — вот основа либерально- просветительского проекта .
Царство буржуазии не было только царством свободы, науки и промышленности в самом благородном смысле , но было царством денег и личного интереса . Первые попытки практического воплощения рационально-либеральной доктрины показали , что общество не во всем “прозрачно” и податливо для разума , что в нем действуют скрытые механизмы , способные извратить принципы равенства и справедливости .
Модерн подмял под себя религию , аристократию и ремесло , развалив базу средневековой этики , дав легитимацию алчности и примитивной стандартизации . Казармы , конторы , заводы , школы походили друг на друга по формам и методам системной организации и в основе своей повторяли мануфактуру эпохи первичного накопления капитала . Франко-прусская война 1870 года развязала всеевропейскую гонку вооружений и поставило национальное государство на вершину лестницы целей . Любое состояние межгосударственного мира превращалось в подготовку к будущей большой войне . В ситуации доминирования тяжелой промышленности кошмар мировых войн и тоталитаризма был неизбежен . Только страны лишенные национальных амбиций смогли избежать крайностей Модерна .
Термин «империалистический хищник» очень правильно отражает системную сущность той эпохи . Брутальная борьба за сырье , рынки , геополитеческое господство слишком явно походила на борьбу за вершину трофической пирамиды в биоценозе . Победив природу человек превратился в одержимый самоуничтожением вид , ведомый самыми гнусными инстинктами . Прогресс грозил перерости в перманентный средневековый хаос , усиленный авиацией . Достигнув пределов дегуманизации Модерн завершился атомными бомбардировками японских городов . Идеи просветителей обернулись ядерным адом . Все великие проекты и традиции скукожились перед опасностью быть стертыми с лица земли . Модерн начал переходить в свою завершающую стадию .
Элита принялась за поиски выхода . Авторитет национального государства упал , требовалась замена этических доминант. На сцену вышли философия существования и хиппи . Поколение 1968 года учинило бойню священных коров и к началу нового тысячелетия похоронило наследие эпохи Просвещения . Но экзистенциальный бунт становился опасным и тогда философия деконструировала личность , вытащив на свет божий ее вонючие потроха и растоптав ценности .
По мнению немецко-испанского философа Хюбнера – «Подлинно , человеческая беда начинается не тогда, когда нам чего-то не хватает (пищи, комфорта, здоровья, справедливости, любви, зарплаты, «мирного неба над головой»), но когда утрачены цели — ради чего все это?
По Хюбнеру , есть два способа целеобразования — эстетический и этический. Разница между эстетическим и этическим существованием может быть представлена следую¬щим образом : человек эстетический живет ради собствен¬ных переживаний, ради собственного Я , а человек этичес¬кий нуждается в Другом . Какой способ существования выбрать — дело вкуса . Важно, что, сделав выбор однажды, избирают этос своей жизни . Примечательно, что как раз в эпоху «больших возможностей» члены суперсекуляризированного западного общества отдают предпоч¬тение эстетическому этосу , когда «служение» искусст¬ву, спорту и другим массовым зрелищам замещает долженствование во всех формах его про¬явления .
С лик¬видацией родового и этнического Архэ и по¬явлением у человека автономии все стало допустимым, осуществимым, изменяемым . Автономия современного человека и отказ от архаичного долга в пользу человеческих желаний очистили тради¬ционное общество от коллективно исповедуе¬мых ценностей , передававшихся по наследству , и пре¬вратили его в современное прагматичное общество. Однако, с точки зрения автономного Я , такое общество является не самоцелью, но лишь средством для жизни , которое оставляет на его усмотрение решать, сто¬ит ли ему отказываться от своей автономии в пользу какого-нибудь этоса. Чем больше пространство прихоти и многообразия, тем сильнее законы и нормы совместной жизни минимизируются до общего знаменателя , минимума этики .
«Современное общество все более оказывается обществом разделения труда которое как система с ее субсистемами и частями нуж¬дается для своего функционирования в частичных, фрагментарных и мобильных людях . Пользуется спросом индивидуум, который в качестве налогоплательщика компенсирует отсутствие тех бла¬готворных коллективных действий , которые персональ¬но исполнялись им в традиционных обществах.»
Постиндустриальному обществу в духе Хюбнера нужна не личность , а ее фрагменты , но что делать цельной , архаичной личности ?
Деконструкция мифа
Дихотомия индивидуализм - коллективизм , служение – наслаждение носят слишком абстрактный характер. Реальный человек в реальном обществе вынужден подчинятся уже существующим нормам . Если общество раздирается противоречиями и большинство его членов отказывается следовать неким правилам , эти правила автоматически перестают быть нормативными , ибо норма это статистическое выражение максимальной вероятности события или действия . Цивилизация , в которой законы значительно противоречат моральным нормам , обречена .
Фундаментальная ошибка многих этических теорий состоит либо в абсолютизации роли личности , как носителя морали , либо метафизации самой морали . На самом деле , источником морали является этнос . Все , что дано человеку непосредственно от природы - это способность различать добро и зло. Именно различать , а не знать . Конкретные содержания этих категорий задаются только эволюцией конкретной культуры .
Реальной дихотомией , определявшей вектор эволюции культур , была дихотомия цивилизация - этнос. Уже первые греческие полисы требовали у новоселов выхода из племенной организации. Собствено и греческое слово этнос употреблялось как противоположность полисному государству . Даже империи можно разделить на цивилизационные (полисные) и этнические . Типично этнической была империя монголов , типично полисной - Римская империя .
Крушение античной цивилизации в Европе означало победу этнических форм организации , ведь феодализм воспроизводил племенные отношения германских варваров . Даже средневековые города с их цехами и братствами повторяли структуру варварских земледельческих общин . В арабских странах влияние семейного клана огромно и по сей день , а Африка это заповедник трайболизма . Хотя в Новое время цивилизация взяла реванш , многие государства и по сей день продолжают страдать этико-юридической шизофренией . Выражается эта болезнь в постоянном противопоставлении народа и государства . Страдают ей большие страны , пережившие длительное иноэтническое правление – Китай , Россия , Индия .
Уникальная ситуация сложилась в Северной Америке на левом берегу Рио-Гранде , где государство предшествовало этносам . Конституция США это не просто свод статей и принципов , но этнообразующий миф . Не даром для получения американского гражданства надо пройти курс истории и конституции. Даже мемориалы Линкольна и Джефферсона напоминают скорее храмы Зевса Олимпийского , чем привычные европейцу памятники . Однако и Америке не удалось избежать противостояния цивилизация – этнос , выразившимся в борьбе белых , англоязычных протестантов с представителями всех остальных общин за гегемонию. Закончилась эта борьба деконструкцией базовых мифов всех участников конфликта . Миф конфедератов разрушили юнионисты , миф рабов потомки юнионистов свели к культу убиенного южанами Мартина Лютера Кинга , мифы итальянцев , ирландцев и евреев оприходовала калифорнийская фабрика грез .
Реконструкция Архэ
Все сторонники либеральной идеи свободы личности повторяют ошибку философов просвещения . Те делали ставку на чистый разум эти на ангелоподобное гражданское общество. Но гражданское общество не падает с неба . Даже первые американские колонисты не приплыли из пустоты , а несли с собой идеи европейской реформации и буржуазную мораль.
Любой человеческий коллектив , а тем более гражданское общество нуждается в нормативном авторитете . Фундаменталисты предлагают на место деградирующего национального или трайболистского государства , поставить не просто гражданское общество , а религиозную организацию. Широкая поддержка , оказываемая фундаменталистам во многих регионах мира , говорит не столько о правильности ответа , сколько об актуальности вопроса .
Чем , кроме личного интереса , должны руководствоваться бюрократы при принятии судьбоносных решений в обществе торжествующего индивидуализма ? Интересами гражданского общества , контролирующего бюрократов . А кто определит в чем этот интерес , вернее кто будет определять приорететы ?
Если вспомнить , что термин « гражданин» возник только в рамках полиса , то «гражданское общество» это половина реальности . Действительной целью должно быть этно-гражданское общество . Даже ликвидировав племенную организацию и изгнав аристократов , жители античных полисов не перестали быть эллинами . Афинами правил не абстрактный демос , а конкретные бородатые греки , со всей своей греческой ментальностью.
В Европе в эпоху античности этно-гражданский социум назывался полисом , в эпоху средневековья - королевством , в новое время - национальным государством . Как назовут новую социальную структуру в эпоху глобализации не столь важно . Важно , что эта структура должна соответствовать глобальной парадигме и компенсировать дряхлость национального государства . Для этносов , не имевших опыта национального государства , новое общество станет стартовой точкой развития.
В современном мире прогресс не обеспечивает выживания , если не контролируется принципом Архэ. Эволюционная реконструкция личности должна строится на включении ее в глобальную Ноосферу , через локальное этно-гражданское общество . Дополнительным требованием служит возможность интеграции данной культуры с другими культурами на основе гуманизма ибо гуманизм это прежде всего архэ-принцип ценности человеческой жизни . Поскольку синтез этнических и гражданских ценностей принято называть патриотизмом , эволюционная реконструкция должна создавать «гуманного патриота» . Этому идеалу противостоят ксенофобы , индивидуалисты и человеконенавистники .
Хотя сочетание «гуманный патриот» звучит слишком патетично , такой тип личности достаточно распространен во всех культурах . Этих людей характерезуют здравый смысл , любопытство , эмпатия и определенное воспитание . Средой формирования гуманных патриотов может быть только общество обеспечивающее приемлемый уровень безопасности , ибо в ситуации постоянной угрозы доминируют страх и ненависть . Однако , даже в самые варварские времена находились люди подобные пророку Исайе.
«И будет, в последствии дней утвердится гора дома Г-сподня как вершина гор, и возвысится над холмами , и устремятся к ней все народы.
И пойдут многие народы , и скажут: "давайте взойдем на гору Г-сподню , в дом Б-га Йаакова , чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его" . Ибо из Цийона выйдет Тора и из Йерушалаима – слово Г-сподне.
И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.»


.
Tags: эволюция, этнос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments