alxvln (alxvln) wrote,
alxvln
alxvln

Онтология-Археогенезис

Εν άρχη.... В начале сотворил... Творение предшествует бытию. Творению предшествует воля.
Главный специалист по Бытию, Хайдеггер, пытавшийся найти тайну основания Мира в идеях греческих мудрецов, завершает свою тринадцатую лекцию из цикла «Положение об основании» («Der Satz vom Grund») набором эзотерических фраз:
«Почему играет, увиденный Гераклитом в Эоне, великий ребенок мировой игры? Он играет, потому что он играет. Это «потому» погружается в игру. Игра есть без «почему». Она играет, пока она играет. Она остается только игрой: чем-то высочайшим и глубочайшим. Но это «только» есть Все, Единое, Единственное».
Мир как Воля и Представление.
Хотя Майя , покрывало обмана , застилает глаза смертным и заставляет их видеть мир , о котором нельзя сказать – ни что он существует, ни что он не существует, - смело можно утверждать: вся информация идущая от органов чувств и есть Представление. Эта информация может быть обманчивой , но она является чувственной данностью. Для дальнейшего рассуждения, надо лишь отметить, что Представление порождает философские категории объекта и субъекта, причем обе составляют только части самого Представления . Если некий «Субъект» заявит, что он «пал жертвой страшного заговора», и что его «органы просто подключили к программе «Матрица», которая моделирует весь Мир» , то возразить нам ему будет нечем , да и незачем , ведь и мы , и он сам , в его Представлении - только порождения погруженного в электронную колбу мозга. Любое заявление о Представлении всегда будет субъективным , а поскольку любой субъект принадлежит собственному Представлению, то и неопровержимым . Это может быть определено как теорема о неполноте философии.
Если признать, что за пределами представления об объектах находятся их реальные источники, то, что мы можем сказать о природе этих источников? Кант называет эти источники «вещами в себе» и утверждает их принципиальную недосягаемость для познающей логики чистого разума. На примере многочисленных софизмов, антиномий и парадоксов Кант доказывает явную ограниченность категорий причинности, пространства, времени, качества .
Артур Шопенгауэр , признавая в основном метафизический агностицизм Канта , утверждает, что , однако , есть такая «вещь в себе», которую человек может постичь. Это его собственная воля. Послушаем «Короля Артура»
«Мы показали, что совершенно невозможно проникнуть в существо вещей извне. Как бы далеко мы ни заходили в своем исследовании, результатом будут только образы и имена. Мы уподобляемся человеку, который, бродя вокруг замка, тщетно ищет входа и между тем срисовывает фасад. И, тем не менее, именно таков был путь, которым шли все философы до меня». Штурм замка Шопенгауэр предпринимает проникновением изнутри. «Субъекту познания , его тело дано двумя совершенно различными способами : во-первых , как представление , как объект среди объектов , подчиненный их законам ; но в это время оно дано и совершенно иначе , а именно , как то , что непосредственно известно каждому и обозначается словом воля. Действие тела есть не что иное , как объективированный , т.е. вступивший в созерцание акт воли . Тело я назову объектностью воли . Можно поэтому в известном смысле сказать также , что воля – это априорное познание тела , а тело – апостериорное познание воли».
Если говорить более современным языком , то «человек» , как объект собственного представления , возникает в этом представлении только потому , что обладает экзистенциальной «человеческой волей». Само представление о теле определяется волей к его наблюдению . Разумеется , Шопенгауэр пользуется лишь denominatio a potiori (наименование по преобладающему признаку) , вследствие чего понятие «воли» получает гораздо больший объем , чем оно имело до сих пор . Непосредственно понятную нам всем внутреннюю сущность воли мы должны мысленно выделить и перенести затем на «внешние» , «трансцендентные» проявления той же сущности .
Ницше конкретизировал слепую безличную индивидуальную волю понятием «воля к власти». Но и трансцендентную Мировую Волю можно определить как «творческий порыв Архэ» .
Эйдос Архэ
Для познания человек - главная аксиома, и это утверждается нами вовсе не из антропоцентрической гордыни, но от скудности средств самого познания. По аналогии с введением Мировой Воли через тело попытаемся ввести «Идею» через мышление. Все очень просто , если тело отражает в Представлении волю , то Идея это объективация мысли или творческий акт.
Со времен Платона философов мучит проблема: существуют ли Идеи-Эйдосы вне человеческого сознания ? Или иначе , чем можно объяснить познаваемость мира ? Стремление к систематизации является одним из наиболее фундаментальных экзистенциалов сознания . На языке мифа порядок и беспорядок именуются соответственно «Космос» и «Хаос». В мир Хаоса греческие мудрецы , еще до Платона , вводят безусловную и неизменную точку опоры - Архэ. По словам М.К. Мамардашвили, Фалес, Анаксимен и Анаксимандр нащупали единое бытийное основание мира , ибо только там , где есть Бытие, можно что-то высказывать , а значит и мыслить .
Если сравнить Архэ доскратиков с Мировой Волей , то единственной разницей между ними окажеться антисубстанциональность последней . «Архэ» не является субстратом , а является принципом . Материя «Архэ» - это мистическая , духовная материя . Сущностное вещество , составляющее Дух , порождающий Эйдосы . Дао порождает дэ , Брахман – атму , Эйн-соф наполняет келим светом , Единое пифагорейцев порождает числовой ряд и его комбинации.
Закон основания .
Существует ли связь между физикой и метафизикой , между наукой и древнейшими традициями ? Пользуясь методологией Шопенгауэра можно попытаться двинуться к поиску ответов. Идея , в привычном смысле , есть продукт нашего творческого мышления. Мы знаем абсолютно только результаты своего творчества. Человек и есть Единое , источник Эйдоса. Мы и есть Демиурги, переводящие Хаос в конкретные формы Космоса своим Логосом . А потом один из нас творит Миф о Едином и его Эйдосах , второй об Эйнософе и ницот , третий о Воле и ее объективации в Представлении . В моем мифе Душа и Тело это модусы Закона . А Идеи , как порождение Архэ , законам не подчиняются.
Согласно Шопенгауэру, и законы логики, и законы физики, и законы физиологии составляют Закон основания. Сам этот Закон и все его составляющие служат операторами материи в нашем сознании. Как любой функциональный оператор , операторы Закона основания отображают одну форму представления в другую . Например, частоту электро-магнитной волны в цвет , частоту воздушной волны в звук . Причем «частота волны» это вовсе не «объективная реальность» , а обычный объект представления . Материя - это отношения . Материя - это не конкретный стол, но те отношения вне человеческого сознания , которые позволяют этот стол наблюдать.
Тут следует задать вопрос: между какими множествами возникают материальные отношения , что составляет базовую , предельную область определений материальных операторов ? Ответ – кванты . В онтологии Шопенгауэра это возникшие в результате индивидуации «кванты» Воли. В физике - это кванты дествия величиной с константу Планка . В логике это то, над чем производят логическую операцию . Некоторые могут не согласиться с тем, что квант действия можно сопоставить с логической единицей . Однако, логическая единица - это просто чистый квант бытия , квант вообще . Единое у Платона самоотрицается через число и самоутверждается в Единице. У каббалистов Эйнсоф сокращает себя (цимцум) , а выделенное материальное пространство заполняет эзистенциальными искрами-монадами .
Говоря о материи , как Законе основания , трудно обойти проблему психофизической динамики . Как нематериальная душа сопрягается с материей ? Декарт считал бессмертную душу пребывающей в единственном непарном органе мозга, центральной железке. Из этого командного пункта душа руководит телом и выходит на связь с Богом. Субстанции для тела и души Декарт называл res extensa и res cogitans. Понимая , что дуализм ведет в тупик , Спиноза ввел единую субстанцию Naturа naturalis , которая есть «причина самой себя» (causa sui). Декартовы res cogitans и res extensa у Спинозы становятся двумя из бесконечных атрибутов субстанции, а мысли и вещи стали проявлениями, «модусами» субстанции. Развивая «монизм» Спинозы Лейбниц и стал создателем категориального аппарата , которым воспользовался Шопенгауэр.
Современная наука имеет тенденцию впадать в декартовский дуализм. Виной тому математика - абсолютно доступный нам «модус» материи. Причем математика - это вовсе не игра разума , ибо подчиняется Закону основания . Но тут мы подходим к очень важному моменту. Так же как математика , Закон основания - это только обобщенный оператор материи. Но, будучи Законом основания, он может обосновывать как осуществившиеся , так и ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ следствия. Как это не удивительно, но большинство построений «чистой» математики находят себе физические модусы , а если и имеются абсолютные абстракции , то их всегда можно отнести к ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ следствиям Закона основания . В материальном мире разрешено все, что не запрещено Законом основания.
Потенциальность
Отрицание существования какого-либо объекта одновременно предполагает его потенциальное существование , в противном случае отрицать было бы попросту нечего. В 1904 году Мейнонг выпустил в свет свою “теорию предметов”: отрицаемые объекты существуют в небытии, тогда как само отрицание высказывается относительно бытия и означает несуществование в последнем. Год спустя Рассел выступил с критикой теории предметов, указав на ее противоречие законам логики (“круглый квадрат одновременно и круглый, и не круглый и т.д.”). В борьбе за логический позитивизм Рассел сузил область определения понятия “объект”, распространив его только на предметы, удовлетворяющие законам логики. Но если, вслед за Шопенгауэром , признать , что Идеи не редуцируются к Закону основания , то парадокс «объектов небытия» разрешается.
Хотя понятие «потенциального бытия» было введено еще Аристотетелем , его онтологический статус уверенно расширяется квантовой механикой и кибернетикой . Первая описывает «потенциальное бытие» в терминах «вероятности», вторая в терминах «цели». Уравнения квантовой механики выдают только функции распределения параметров , то есть потенциальные их значения , которые затем можно подтвердить или опровергнуть статистикой измерений . Кибернетика, в самом общем смысле, занимается управлением или воплощением целей , «идей» , программ , возникших в «командном блоке» или вложенных в него пользователем . Кибернетика превращает «потенциальное бытие» в действительность.
Для Гегеля "действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего". Сущность , содержание , смысл это и есть Идея . Действительность есть актуальное бытие . Возможность - потенциальное бытие, будущее , содержащееся в настоящем , Идея о вероятной действительности . Возможность еще можно изобразить степенью свободы , дополнительной осью в пространстве . Эта степень свободы может быть реализована или не реализована , но она потенциально существует.
В квантовой физике , Архэ , как синтез Потенциальности и Действия , проявляется наиболее диалектично. Существуют два типа изменения волновой функции:
1) динамическое, непрерывное изменение, описываемое уравнением Шредингера.
2) cкачкообразное изменение во время измерения - редукция волновой функции.
Первый процесс описывает происходящее на уровне «потенциальных возможностей», или того, что еще реально, действительно не существует. Это душа , идея , матрица процесса. Только во время взаимодействия происходит осуществление, актуализация возможного в виде точки на фотопластинке или щелчке детектора.
Диалектика Огня
Архэ - это потенциальный код, организующий Законы основания. Эти законы обычно называют «законами природы», но к ним относятся и законы мышления , и алгоритмы технического и социального развития . Законы основания - это только потенциальный модус Материи , они есть сущность, содержание. Реальным модусом выступает форма. Уточним, все эти понятия относятся только к Представлению. Никаких «законов природы», «модусов» вне Представления нет. Есть только Мировая Воля.
Поскольку Законы основания относятся к потенциальному модусу, то Архэ можно описывать как принцип, организующий все возможные смыслы. И как оно их организует? «Эон – дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле!» - кроме того, что мир просто есть, и что он подчинён слепой случайности, мы ничего сказать (исходя из самого мира) не можем. Суть возникшей здесь трудности точно отражена в исследовании французского учёного Жана-Франсуа Прадо: «Гераклит искал примирения двух гипотез, которые на первый взгляд могут показаться противоречащими друг другу: с одной стороны, что всё движется и изменяется, с другой стороны, что существует мир, единый и упорядоченный, послушный закону и мере»
В решении этой проблемы проявляется философский гений Гераклита, ибо тут мы впервые встречаем стройный и тонко разработанный метод преодоления пропасти, лежащей на пути к бытию. Этот метод получил наименование диалектики. Мы находимся в центре гераклитового Полемоса и вынуждены наблюдать суету сует смены дня и ночи, войны и мира, сытости и голода, тепла и холода . Пламя Архэ пробивается только в зазоре противоположностей.
Но почему Архэ Гераклита это Огонь? Идея поставить во главу метафизики событие была впервые предложена Уайтхедом в работе «Наука и современный мир» : “Мы должны начать с события , приняв его за конечную единицу природного явления . Событие должно иметь отношение ко всему существующему, в том числе ко всем другим событиям”. Необходимость смены научной парадигмы в данном ключе среди учёных, исследующих физические принципы устройства окружающего мира, по-видимому, впервые была осознана и провозглашена И. Пригожиным. По его мнению, термодинамическая необратимость или «Стрела времени» не может быть выведена из законов взаимодействия материальных объектов. Необходимо заново пересмотреть эти законы, исходя из признания термодинамической необратимости в качестве исходного постулата . Но про необратимость у Платона написано: «Гераклит говорит, что всё движется и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно». А термодинамика - это физика Огня.
Огонь это еще и неравновесность , и синэргия элементов , и источник смерти , и источник жизни.
Архэ и Время
Наблюдатель ощущает , что два следующие непосредственно друг за другом события разделены некоторым промежутком времени , благодаря тому , что он воспринимает и другие события , заполняющие этот промежуток. Смотрит на часы, на светила, ощущает собственный пульс. Если бы между двумя фиксированными событиями других событий не было , то , даже априорно понимая сущность времени , непосредственно измерить соответствующий им промежуток времени было бы невозможно. Но если время - это линейная последовательность событий , значит должна существовать система, которая эту цепь производит. Некие Гиперчасы под названием Мир. Собственный мир этой метасистемы трансцендентен по отношению к собственным мирам порождаемых ею систем так же , как трансцендентен мир часовщика по отношению к собственным мирам , создаваемых им часов.
Бытие и время взаимно определяют друг друга, однако так, что ни первое – бытие – нельзя рассматривать как темпоральное, ни второе – время – как сущее. Распространенную точку зрения на проблему отношения бытия ко времени Уайтхед выразил значительно определённее и короче: «событие имеет современников» . Имеется в виду, что настоящее есть множество одновременных событий . Даже Большой взрыв отличается от времени «когда времени не было» тем , что был взрыв , нарушивший единство (расширение пространства это взаимное смещение точек пространства). Хотя каждый из нас, опираясь на собственный опыт, готов присоединиться к этой точке зрения, философия и естественные науки до сих пор не имеют внятного мнения о бытии и времени. В чём здесь дело?
Гипотеза одновременности событий , или событий, происходящих синхронно по «команде» , порождает ряд неприятных проблем. Одновременные события либо причинно не связаны, либо причинно-следственная связь одновременных событий осуществляется мгновенно. Здесь первое противоречит нашему знанию об окружающем мире, второе требует бесконечно большой скорости передачи сигналов. Кто или что обеспечивает синхронность немыслимого количества различных цепей событий ? Ответ: Архэ.
Архэ - это атемпоральная Мировая Воля , актуализирующаяся в квантах физического действия . В Мире тикают не часы , но события. Каждое событие, каждый миг, каждая жизнь порождают условия для новых событий и жизней в Едином Мире. Единое ,через волевой акт самоотрицания , хаотизируется . Кванты действия, в силу единства источника , организуются в гармоничный Космос – софийный знак Архэ.
Tags: онтология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments