alxvln (alxvln) wrote,
alxvln
alxvln

Иудеи. Избранность и универсальность.

Иудейская цивилизация , с момента своего возникновения , разрывалась между этническим партикуляризмом и претензиями на универсальность. Эта двойственность создавала и продолжает создавать массу проблем как для самих иудеев , так и для окружающих их культур , но ее диалектическая природа породила великие эволюционные синтезы. Кризис язычества , вызванный необходимостью упорядочить взимоотношения рода и цивилизации , создал ряд развилок еврейской истории.

Эллины в Иерусалиме.
Основная информация о жизни иудеев в персидскую эпоху относится к периоду царствования Артахшаша правившего 38 лет . По эллинским хроникам он заключил Каллиев мир с греками в 449 году до новой эры . Эзра репатриировался в 7-ом году его правления , Нехемия в 20-ом. За сто лет , прошедших от консолидации общины , до прихода Александра Великого , иудейское население могло возрасти не более чем в два раза . Но оно возросло на порядок.
Факт восстановления Храма оказал большое моральное воздействие на все окружающее население . При всей зависти к Иерусалиму , самаретяне , галилеяне и эдумеи издавна почитали Творца неба и земли . По мере восстановления хозяйства , Иудея возвращалась к роли обособленного , но сильного храмового государства , с которым начали считаться . Между Иудеей и соседями шел постоянный неэквивалентный обмен населением . Гои становились герами , а иудеи оставались иудеями в самых отдаленных уголках Персидской , Македонской и затем Римской империй . Массовый переход в иудаизм населения Эдома и Галилеи при Хасмонеях был не насильственным гиюром , а наделением равными правами всех израильских народов . Враждебное отношение старой иудейской элиты к новым гражданам государства вызывало постоянные кризисы и стало одной из причин укрепивших учение галилеянина из Назарета .
Даже в эпоху , не блиставшей культурными и экономическими достижениями , Персидской империи , Иерусалим был провинциальным городком . Только включение Иудеи в динамичное царство Птолемеев и роль форпоста в Сирийских войнах , оживили атмосферу . Испытывая острую нужду в воинских пополнениях и продолжая старую персидскую традицию , Птолемеи часто нанимали отряды иудейских наемников для службы в египетских гарнизонах . Поскольку коренным египтянам не давалось право полисного гражданства (сельское население в эллинистических государствах причислялось к «хоре») , а большинство этнических македонцев и греков оседало у Селевкидов , цари Египта выделили иудеям целые кварталы в своей быстро растущей Александрии . Надо заметить , что не все египетские евреи были правоверными иудеями , потомками вавилонской диаспоры . История Храма на острове Элефантина , легенда о перемещении Ковчега в Эфиопию и слабое знакомство тамошней общины с традициями хасмонейского царства говорят в пользу наличия глубоких различий между иерусалимской и александрийской традициями . Правда , столетие , проведенное в рамках единого государства , сгладило явные расхождения в культе и стерло этот эпизод из памяти поколений .
Резкий надлом в иудейской истории произошел в эпоху завоеваний Антиоха Великого. Воспользовавшись слабостью Птолемеев , сирийская армия сумела захватить Палестину к 200 году до новой эры после битвы у Рафиаха . От полного разгрома спасло Египет только вмешательство Рима. Поскольку Антиох Великий был ослаблен поражением у Магнезии , Птолемеи продолжали нескончаемую войну за утраченную Келесирию . Наследник Великого селевкида решил полностью интегрировать Иудею в свое государство , физически уничтожив всех нелояльных его династии.
Когда Антиох Эпифан узнал , что египетский царь Птолемей VI собирает армию , сириец решил нанести упреждающий удар . Ворвавшись в Иерусалим и перебив египетских агентов влияния , Антиох провел реквизиции для оплаты наемных участников будущего похода к Александрии . Двинувшийся вдоль морского побережья , сиро-финикийский флот , одолел александрийскую эскадру в сражении возле Пелусия и переправил сухопутную армию через Нил. Оставив тщетные попытки одолеть стены столицы Птолемеев , сирийцы двинулись грабить Верхний Египет. По возвращении из Мемфиса , в четырех милях от Александрии , Антиох встретил римское посольство , возглавляемое Гаем Попилием. Царь приветствовал послов Вечного города и протянул было руку Попилию , которого хорошо знал , но тот руки ему не подал, а вручил дощечки с сенатским постановлением , которое гласило : «Антиох не должен воевать с Птолемеями» . Опешив от такого насилия , правитель половины Азии замешкался было с ответом, но ненадолго, и сказал что подумает . Попилий жезлом очертил вокруг него круг и сказал: «Думай здесь».
Доведенный до помешательства провалом кампании , на обратном пути из Египта Антиох опять подступил к Иерусалиму . «Храм он ограбил совершенно , не оставив даже священной утвари, равным образом опустошил и тайную сокровищницу. Лучшие здания города он предал пламени и срыл городские стены . Наконец , поставив на месте , где происходили жертвоприношения , алтарь, Антиох заклал на нем свинью». Храм был осквернен и терпение населения лопнуло , семья Хасмонеев подняла знамя восстания . Победы иудейская , партизанская армия достигала только в стычках с карателями , регулярные македонские фаланги были повстанцам не по зубам , но кавалерия Парфии , римские легионы Помпея и армянский царь Тигран проделали за Хасмонеев основную работу. .
Поведение Антиоха Епифана было исключительно для язычника . Язычество не знает религиозного принуждения . Упорное желание насадить культ Зевса Олимпийского сближает Епифана с фараоном Эхнатоном . В обоих случаях за царским монотеизмом таился материальный расчет – перераспределение храмовых ценностей . Выходки сирийской военщины везде отличались крайним цинизмом . Ограбления храмов и порабощения граждан практиковались повсеместно . Варварские соседи Сирии - Армения и Парфия , смогли противостоять Селевкидам только из-за глубокой ненависти населения к их методам управления . Опора на наемников требовала огромных затрат и вынуждала правителей вести себя в собственной стране как во вражеском стане .
Наемники погубили и Хасмонейскую династию. Ее налоговая политика и эллинские замашки вызывали яростное противодействие народа , очень напоминавшее нескончаемые бунты в селевкидской Антиохии и птолемеевой Александрии . Только Ироду удалось стабилизировать страну , парализовав ее страхом . Сила Ирода заключалась в его особом статусе . Получив власть лично от принцепса Августа после битвы при Акции , Ирод имел 25 лет мира , что было очень необычно. Грандиозное строительство по всему региону , непрерывные дарения соседним полисам и консулам вполне удовлетворяли римлян . Слава о могучем и богатом друге Рима заставляла имперскую администрацию придерживать свою традиционную латинскую спесь и алчность в пределах Иудеи . Слабые наследники Ирода Великого выпустили ситуацию из под контроля и катастрофа оказалась неизбежной.
Хотя история античности это история городов , сельское население переодически вступало в игру. География Иудеи , помогавшая ей сохранять самобытность , создала непреодолимую проблему на рубеже эр . Отсутствие земельных ресурсов , гнало экономическую диаспору на Север и на Запад . Этот демографический взрыв привел к разрушению Второго Храма. Психологам давно известно состояние возникающее в обстановке скученности , которое было определено мудрецами Талмуда как «синат хинам» - «беспричинная ненависть».
Юридический статус жителей сельской местности уподоблялся в античности крепостному праву . Их проживание в эллинских полисах считалось незаконным . Поскольку Иерусалим был храмовым центром , доступ в него иудеям был открыт , но постоянный приток сельчан вел к череде волнений и религиозных психозов . Еще хуже была ситуация в портах и Декаполисе . Наличие крупных иудейских общин вызывало ксенофобию у граждан , иудеи , воспитанные на традициях презрения к язычникам , отвечали им взаимной ненавистью. Группы безземельных изгоев занимались рыбной ловлей , организовывали религиозные общины , слонялись за пророками и учителями в поисках подаяния . По пещерам расселялись банды разбойников , а секарии наводили ужас на города .
Демографические проблемы Востока перекинулись и на Рим . Произведения латинских авторов полны свидетельств о заполнивших улицы столицы сирийцах , египтянах и иудеях . Археология подтверждает , что большой процент в погребениях римских катакомб занимают саркофаги с греко-сирийскими именами . Гонения на первых христиан проводились не столько из-за их культа , сколько из-за их состава . Нищие , убогие , вдовы, сироты и люмпены ,среди которых большинство составляли уроженцы восточных провинций , претили эстетическому вкусу римлян . Попытки апостола Павла и христианских реформаторов сгладить противоречия между иудеями и окружающим населением , порождали еще больший разброд и противоречия . Перенаселенность , проблемы в римской администрации при Калигуле , Клавдии и Нероне и острая эллинско-иудейская вражда привели к Великой Войне.
Фарисеи
Борьба между иудеями и эллинами носила характер войны на уничтожение и длилась более семидесяти лет . Храм сгорел , Иерусалим сровняли с землей . В руинах лежали города Ливии и Александрия . На подавление , последнего в долгой войне , но самого страшного по ожесточению сторон , движения Шимона бар-Кохбы были брошены три легиона и семнадцать вспомогательных частей . После уничтожения Двадцать второго легиона в Иудею прибыл сам император с подкреплениями . Впервые за сто лет Сенат готовил указ о мобилизации италиков .
Результатом многолетнего конфликта стала победа римского оружия и депопуляция страны . Небольшие островки компактного проживания иудеев сохранились только в Галилее и на Голанах. Провинция была переименована в Палестину , а на месте Иерусалима построили полис Элия Капитолина , в котором иудеям запрещено было появляться . Благородный стоик Марк Аврелий считал их врагами Рима , большими чем маркоманы-германцы , с которыми он вел нескончаемую войну. Однако главным противником Рима были сами римляне . Родной сын Аврелия Коммод довел Империю до состояния , когда звание императора продавалось преторианской гвардией тому , кто больше заплатит .
Иудея так и не смогла оправиться от разгрома . Центр религиозной жизни , выживших остатков народа , переместился в Галилею . Поскольку , из всех политических партий и сект иудаизма , наиболее живучими оказались фарисеи , их лидеру - Рабби Йехуде был предоставлен титул «Наси» . Он поддерживал хорошие отношения с императорами династии Северов и пресекал всякую возможность возродить мятежный дух . Главные противники фарисеев , саддукеи , выходцы из земельной и столичной аристократии, были лишены своих главных опор - Храма и государства , зелотов римляне уничтожили физически , множество мессианских сект ассимилировало укреплявшееся христианство . Тот Иудаизм , котрый мы знаем , основан на Галилейской Мишне , автором которой и был Йехуда ха-Наси . Все ныне действующие ортодоксальные раввины получили посвящение ( и титул рав) через хранимую в памяти цепочку поколений от тех самых галилейских фарисеев . Хотя в фарисейском иудаизме рав не отличается по святости от любого члена общины , получить этот титул возможно только получив специальное благославение знатока Торы старшего поколения (обычно это глава ешивы) .
Кризис эпохи «солдатских императоров» создал ситуацию благоприятную как для фарисеев , так и для христиан . Императорская власть, на деле слабая , старалась хотя бы внешне возвеличить свое значение и мощь. От простоты и "демократичности" Антонинов ничего не остается . Всячески поощряются, особенно при Северах , восточные солярные культы Митры , Юпитера Долихена , согласно которым цари были сынами верховного бога Солнца или его посланниками на земле , божественными уже при жизни . Каждый император , хотя бы он правил менее года , именовал себя «вечным» и «непобедимым». Все это происходило в обстановке смут и все усиливающегося наступления германцев , сарматов , персов.
Иудейская диаспора , кризис Империи и античная философия подготовили почву для возникновения христианской цивилизации . Хотя для людей третьго века христианства примером становится уже не служащий Риму военачальник и политик , как то было в эпоху расцвета "римского мифа", а боговдохновенный мудрец , познавший все тайны мира , римская традиция еще сопротивлялась . Ее последними спасителями выступили романизированные иллирийцы - Клавдий Готский , Аврелиан , Диоклетиан , Констанций Хлор . Все они понимали антиримскую природу новой религии и боролись с ее адептами. Однако , сын Констанция Хлора и христианки Елены сам принял новую веру. Можно даже сказать , что у Константина не было выбора . Развиваясь в борьбе с иудаизмом и язычеством , христианство выработало уникальную концепцию единой надэтнической власти . Воспользовавшись еврейскими мехами эллины влили в них свое вино.
Римский термин «император» переводится , как «командующий». Гай из рода Юлиев , по прозвищу Цезарь , подчинил римский Сенат , совершив военный «императорский» переворот . Сенаторам это не понравилось и они зарезали Цезаря . Его приемный сын Октавиан Август отомстил за отца и , устранив конкурентов , назвал себя Председателем Сената или по латыни «принцепсом». Диоклетиан и Константин , восстановившие государство , пошли гораздо дальше присвоив эпитет «доминус» или «всевышний». Такой характер власти требовал тотальной лояльности населения . Аппокалиптические настроения среди многочисленных христиан могли привести только к краху Домината , в случае продолжения взаимной конфронтации новой религии и старого государства . Константин спас Империю миланским эдиктом . Константинопольский василевс (по гречески «вождь-царь» , что соответствует ивритскому «мелех» ) становился для христиан помазанником , продолжающим династию Давида . Такая ситуация не могла не вызвать яростного желания наследников Константина сломить раввинов и заставить иудеев признать над собой духовную власть императора Византии.
Химьяр
Многолетний конфликт с античной цивилизацией вызвал массовое движение иудеев на ее периферию. С возратанием роли христианства , как орудия политического воздействия Империи на варваров , возрастала роль иудаизма , как альтернативы этому воздействию. Одним из очагов цивилизационных конфликтов стал Аравийский полуостров .
В эпоху широкой экспансии христианства обстановка в Аравии была сложной . Византия и Сасаниды пытались всеми возможными способами захватить контроль над торговыми путями и расширить свое политическое влияние в регионе . До начала 6-го века новой эры доминировало в регионе царство Химьяр. Главным его соперником был , невероятно усилившийся , эфиопский Аксум , бывшая семитская колония в Африке . Приблизитильно в 327 году цари Аксума крестились и стали проводником константинопольской политики в бассеине Красного моря . В качестве византийской агентуры в Химьяре начали действовать многочисленные христианские миссии , встретившие резкую оппозицию со стороны местных евреев поддержанных йеменской знатью. Аб Кариб Асад , царь Химьяра (385–420) обратился в иудаизм . В течение некоторого времени многие жители его царства и оазисов Аравии стали герами . Столкновение интересов византийцев и аксумитов с интересами Ирана и химьяритов на торговых путях не могло не вызвать войны . Химьяр эту войну проиграл .
Иаков Серугский, умерший в 521 году , оставил стихотворную проповедь , которая свидетельствует о том , что гонения и преследования христиан в Химьяре возобновились с воцарением и деятельностью Масрука Зу Нуваса , сместившего византийскую марионетку Зу Шанатира . Политика иудея Зу Нуваса вызвала вооруженное вмешательство великого правителя аксума Элесбоа (Калеба) в 522 году. Эфиопские войска не смогли захватить царя химьяритов, а только обратили его в бегство, и это дало возможность через некоторое время сконцентрировать силы недовольных . Масрук Зу Нувас "вооружил вновь царство химьяритов" и, пользуясь тем, что зимнее время года препятствовало выступлению войск из Эфиопии, попытался уничтожить оставленные Элесбоа отряды.
Эфиопский гарнизон Тафара , столицы Химьяра , оказал настолько упорное сопротивление, что химьяритское войско не могло взять города силой . Тогда Масрук послал к представителям эфиопов письмо, в котором он клятвенно обещал не причинять им вреда , если они сдадут ему Тафар. Письмо Масрука городу передали иудейские священники из Тверии . 300 человек боеспособных воинов вышли со своим главой Эба Бават . Ночью они были вероломно перебиты, а на утро их трупы нашли сложенными в одном месте. После этого Зу Нувас послал своих людей в Тафар и они сожгли там церковь, в которой находилось 280 человек .
Все государство химьяритов оказалось в руках Масрука Зу Нуваса , с чем никак не могла примириться Византия . Масрук, со своей стороны, стремился закрепить свое положение в Химьяре дипломатическими действиями , в частности, обращением в арабскую Хирту , столицу Мундара Лахмида . В свою очередь император Юстин I обратился с письмом к Элесбоа , считая необходимым побудить его к военным действиям . Царь Абиссинии не решался выступить, не имея достаточного колличества судов, за которыми он обратился в Константинополь. Из византийских гаваней Красного моря прибыл 61 корабль . В том числе из Эйлата прибыло 15 кораблей . С острова Иотабы (Тиран) , расположенного у выхода из Эйлатского залива , прибыло 7 кораблей (Издревле на Иотабе существовала иудейская колония. В V в. здесь находился имперский гарнизон и таможня). Эфиопским воинам , чтобы пристать к берегу, пришлось с кораблей пересаживаться в лодки , этим моментом воспользовались войска Масрука , стремясь не допустить лодки к берегу. Согласно арабским легедам царь-иудей бросился вместе с конем в пучину , а эфиопские слоны дошли при царе Абрахе до храмового городка Мекка в год рождения Пророка.
Иудаизм был ослаблен натиском христианства в Аравии , но этот натиск породил такую мощную реакцию местного населения , что не оставил и следа апостольской веры на полуострове .
Йасриб
Оазис Йасриб , окруженный со всех сторон горами и лавовыми полями , в начале христианской эры населяли , кроме язычников-арабов , иудаизированные племена кайнука , курайза , надир. Основное арабское население составляли племена аус и хазрадж , союзники Гассанидов . Ранее арабы находились на положении покровительствуемых клиентов местных иудейских племен , но уже в середине 6-го века , после гибели Зу-нуваса , аус и хазрадж начали борьбу со старыми хозяевами оазиса . Но иудеи умело стравливали между собой ауситов и хазраджитов , что превращало жизнь йасрибцев в кошмар. Как во всяком конфликте , самым трудным было добровольно подчиниться противнику , в таком случае легче принять человека со стороны . Первые мусульмане Йасриба принадлежали к племени хазрадж , претендовавшему на гегемонию . Они услышали проповеди Пророка при ежегодном языческом поломничестве к Черному камню и решили использовать его учение для восстановление порядка в оазисе . На следующий год к Мухаммаду из Йасриба прибыло уже 12 последователей (10 хазраджитов и 2 аусита), с которыми он встретился в Акабе в окрестностях Мекки . Через три месяца , Пророк сам совершил Исход , открыв эру Ислама .
Мирное сосуществование переселенцев , ауситов , хазраджитов и иудеев - было невозможно без соглашения . В момент заключения договора Мухаммад считал мусульман и иудеев одной общиной верующих , хотя и соблюдающих разные ритуалы , поскольку еще был убежден , что проповедует то же откровение, которое было дано Моисею . Но постепенно происходит отрезвление: оказалось, что иудеи не отождествляют его проповеди с учением, заключенным в их Писании. Главной фигурой , предшествующей истории взаимоотношений Аллаха и человека , становится теперь Ибрахим , библейский Авраам . Оказывается , что Аллах заключил союз с Ибрахимом именно в Мекке и приказал ему построить Ка'бу . Так в зоне борьбы двух цивилизаций родилась третья.
Первым шагом новорожденного ислама стала расправа над иудеями Йасриба . Мухаммад призвал бану кайнука принять ислам или покинуть оазис . 10 апреля 624 кайнука отступили в свой квартал , где их осадили мусульмане . Ибн Убайй попробовал упросить Мухаммада отменить выселение, но его даже не впустили на порог , разбив лицо . Бану кайнука покинули Медину, бросив все , что нельзя было унести на себе, и переселились в Хайбар и Азриат. Затем выселили и бану надир . Часть бану надир вместе с их вождем осталась в Хайбаре , а остальные уехали в Палестину, оставив за собой в Медине одни развалины.
Деятельность мусульман за пределами Йасриба , агитация и грабежи показывали соседям , что ситуация выходит за рамки местного конфликта . Нужен был организатор широкой антимусульманской коалиции , ее инициаторами стали изгнанные из Медины иудеи , имевшие широкие торговые связи и среди бедуинов и среди мекканцев . Мусульмане стали готовиться к обороне. Когда 31 марта 627 года мекканцы подошли к Медине со стороны Акика , то наткнулись на огромный ров , сделавший бесполезной их кавалерию. Началась осада. В этой ситуации большую роль играла позиция бану курайза . Вождь бану надир энергично убеждал их встать на сторону курайшитов. Бану курайз попросили прислать специальный отряд , но Мухаммад сорвал это соглашение , пустив в лагере курайшитов слух о засаде . На следующий день налетел ураган , сломивший боевой дух мекканцев
Исход противостояния оказался трагическим для бану курайза , Мухаммад решил расправиться с изменниками немедленно . О мнимых и реальных мотивах поведения всех участников этих событий можно спорить, однако даже исламская традиция не говорит о восстании иудеев . В отличии от боев , где гибель людей была неизбежной частью реальности , избиение бану курайза являлось спланированной акцией.
Казнь совершилась у рва , число убитых приближалось к тысяче. Такую бойню могли устроить только абсолютно потерявшие связь с местными обычаями люди . Местные племена вели войну , как короткий набег , с оглядкой на последствия кровной мести . А у мусульман все подчинялось великой цели , отменившей старые представления о добре и зле . Разрыв с традиционными представлениями о должном и недопустимом позволял Мухаммаду принимать нестандартные решения , ставившие в тупик его противников . Но это же рождало ощущение вседозволенности . .
Хотя ислам , в силу чистоты своего монотеизма и из-за общесемитских корней , всегда был соблазном для иудеев , мстительный пафос Корана прорыл между двумя религиями ров , гораздо более глубокий , чем ,наполненый трупами бану курайза , ров в Йасрибе , ставшим Мединой .
Последняя война.
Огромное влияние на развитие монотеистических религий оказала иранская цивилизация . Зародившись как набор племенных культов , иранская религия пережила ряд глубоких трансформаций , не изменивших , однако , ее оригинальной сути. Сутью иранского мировидения является дуализм , борьба изначальных противоположностей . В круг иранской цивилизации входит не только зороастризм в его ортодоскальных и еретических изводах , но и культ Митры , манихейство , маздакизм . Под прямым влиянием иранского дуализма развивались шиитские доктрины в исламе и павликианские секты в христианстве . Идеей борьбы «света» и «тьмы» проникто учение каббалистов .
Хотя проповедь Заратуштры и призывает человека к самосовершенствованию , дуалистическая концепция подтачивает пафос этого призыва , ведь зло вечно по определению. Основным моментом в борьбе дуалиста со злом является не его искоренение , а ритуальное разделение противоположностей . Дуализм привел иранцев к убеждению , что только они , являясь ритуально чистыми , служат воплощением мирового добра , а все остальные народы ущербны . Чистота крови и почвы настолько доминировала в зороастрийском культе , что намертво связала его существование с существованием Сасанидского государства , в котором этот культ носил характер государственной религии.
Для того , чтобы понять как мусульманам удалось захватить Средиземье , почему иудеи Йасриба могли уходить от преследований Мухаммада в Сирию и Палестину , нужно вспомнить о грандиозном военном столкновении определившем судьбу многих государств и этносов .
Тысячелетний греко-персидский конфликт обострился из-за соперничества на торговых путях и христианской экспансии в Армении. С воцарением в Константинополе узурпатора Фоки у шаха Хосрова появился легитимный предлог для вторжения в Византию. Фока был разбит на всех фронтах и на императорском троне его сменил экзарх Ираклий . Несмотря на устранение формальной причины , война продолжалась . Ираклий лично возглавил выступившее в поход на восток войско и потерпел поражение у Антиохии.
В это время группа армий Шахрбараза продвигалась в южном направлении. Сведения о приближении персов вызвали очередную вспышку религиозной вражды. Взяв Кесарию Палестинскую , Шахрбараз обложил Иерусалим , в его армии собралось множество местных иудеев , видевших в Хосрове второго Кира . Бои на стенах , возведение валов , подкопы и контрподкопы длились 20 дней подряд , а на 21 день рухнула , разрушенная баллистами , крепостная стена города и полчища персов ворвались в Иерусалим . Это произошло 15 апреля 614 года .
«Когда персы, войдя в город, истребили несметное число душ, и кровь умножилась на всех местах, то они, враги, обессилели и не были уже в состоянии убивать, и христианский народ во множестве остался неубитым. И как унялись ярость и гнев персов , князь их велел , чтобы вышел глашатай возглашать и говорить : “выходите все, кто скрываетесь! Не бойтесь! Меч убран от вас, и дан мною вам мир". И когда скрывавшиеся вышли, князь пригласил их и начал cпрашивать весь народ, какое зодчество они знают . Когда каждый назвал свое ремесло, он велел отобрать в сторону искусных в зодчестве, чтобы вести их в плен в Персию, остаток же народа задержал и заключил в водоем Мамилы , который находится вне города , на расстоянии приблизительно двух стадий от башни Давида . И он велел стражникам сторожить заключенных в водоеме.
В то время подступили иудеи к краю цистерны , звали сынов божьих , заключенных , и говорили им - “если хотите спастись от смерти, сделайтесь иудеями, отрекитесь от Христа, поднимитесь из вашего места и приходите к нам! Мы выкупим вас нашими деньгами, и хорошо будет вам от нас". И когда мерзкие иудеи увидели стойкость христиан и непоколебимую их веру, то они возбудились большим гневом , как злые звери, и потом задумали другую мысль. Как раньше они купили Христа от Иуды за серебро , так покупали они христиан из цистерны, давали серебро персам, приобретали христианина и резали. Когда народ был уведен в плен, иудеи остались в Иерусалиме и начали собственноручно разрушать святые церкви , оставшиеся неразрушенными , и сжигать их . ( Сочинение блаженного монаха Страитика.)
После захвата Египта сасаниды развернули политику неограниченных контрибуций в ходе подготовки к последнему броску на Константинополь . Желая предупредить генеральное наступление врага , Ираклий затеял войну в иранской Армении с осадами , разрушением храмов огня и резней магов . Год 626 рассматривался обеими сторонами как решающий . Авары обложили Константинополь . Со стороны Азии под Халкедон стала армия Шахрбараза . Иран пошел ва-банк . План этот затрещал по всем пунктам когда 6 июля 626 при решающем штурме Константинополя авары , в войска которых входило и много славян , потерпели сокрушительное поражение . Шахрбараз не пошел на огромный риск переправы через Босфор и осады огромного хорошо укрепленного города , имея в тылу армию Ираклия , и тоже отступил.
Ираклий наконец добился союза с Западным тюркским каганатом . Прямым следствием было вторжение в 627 года тюрок в Иран . Они взяли Дербент (город не спасли десятилетиями возводимые Сасанидами укрепления) и подошли к Тифлису , начав его осаду. Прикрыв тылы и используя иранскую стратегию , Ираклий решил нанести удар в сердце противника . Пройдя разгромленную уже Армению и обогнув армию прикрытия , греки ворвались в Месопотамию . Противодействие им должны были оказывать войска под командованием Рахзада, дислоцированные на путях в Ктесифон. Отчетливо сознавая слабость своей армии , Рахзад не решался давать битву. Но Хосров II был другого мнения . Согласно его личному приказу, Рахзад 12 декабря 627 вступил в сражение и проиграл его. Персидская армия была разбита, сам полководец погиб в бою. В январе 628 года Ираклий разграбил шахские дворцы и повернул на север .Там он узнал о произошедшем в Иране государственном перевороте . Шах Хосров II был убит в результате заговора придворной аристократии. Надежды иудеев на возвращение в страну Израиля с помощью персов рухнули.
Обе Империи лежали а развалинах . Ко всем бедам прибавились голод и чума . Мир погрузился в самую темную ночь из всего периода темных веков, античная цивилизация прекратила свое существование. В этой ситуации приход воинов ислама выглядел закономерным финалом ирано-византийского Армагеддона и большинство жителей Палестины приняло религию мекканцев. Центр иудейской цивилизации окончательно переместился в Вавилонию, но иудейский этнос распался на множество, разбросанных хаосом Великого переселения народов, "святых общин".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments